Все его песни — это, по существу, гимн жизни. Он воспевал ее щедро и горячо и заражал этой неукротимой любовью к жизни своих слушателей и всех, с кем он общался.
Чудесный, обаятельный, он располагал к себе с первого же момента и притягивал любого самого черствого и замкнутого человека, открывая в нем лучшее и светлое. Под его жгучим взглядом, казалось бы, не выдержит никакой лед, который мы часто носим на сердце, искусственно защищая его от всего случайного и нехорошего...
Евгений Светланов, дирижер
народный артист СССР
По огромной работоспособности, по высокой требовательности к себе трудно назвать равного ему.
Иногда совершенно готовая и яркая песня лежала по полгода, а то и вовсе не видела света из-за того, что Аркадию Ильичу не нравился маленький отыгрыш, либо последняя нота, которая никак не находилась.
Зато если он был уверен в песне, он начинал почти судорожно спешить с ее записью, за ночь делал оркестровку, обычно великолепную, сочную, единственно нужную именно для этой песни.
Лев Ошанин, поэт
Я не помню, чтобы у Аркадия Ильича когда-нибудь было плохое настроение; он грустил только наедине или в кругу близких.
И когда я слушаю музыку Островского, я всегда вспоминаю его задорный темперамент, его улыбку, его жажду нести людям радость и красоту.
Эдуард Хиль, певец, народный артист РСФСР
Аркадий Ильич запомнился мне человеком поразительно живого, энергичного темперамента. Я никогда не видел его вялым, расслабленным, рассеянным, молчаливым, равнодушным. Старое книжное сравнение "как ртуть" подходило к нему как нельзя лучше. Это шло, на мой взгляд, от его убежденности, что и он, Островский, и его песни так же нужны всем, а значит, и интерес друг к другу глубоко взаимный, искренний и сердечный.
Андрей Петров, композитор,
народный артист СССР
Его любовь к людям была взаимной. Люди любили его, рвались на его концерты и выступления, люди окружали его постоянно, он как магнит притягивал к себе.
Особенно этот его щедрый, наивный, лучезарно-добрый характер чувствовали и понимали дети. Они потянулись к нему как к другу, как к партнеру по игре, как просто к веселому и доброму человеку, немножко волшебнику.
Александра Пахмутова, композитор,
народная артистка СССР
28 декабря 1959 год. Колонный зал. Праздничный концерт. Выступает Аркадий Ильич и объявляет: " А сейчас несколько моих песен исполнит студент института имени Гнесиных Иосиф Кобзон". Столько лет прошло, сколько концертов спето в Колонном. А этот - самый-самый... И Аркадий Ильич - самый-самый... И песни его - самые-самые...Первая песня на радио - песня Островского, первое выступление на телевидении - песня Островского, первая пластинка - песни Островского. Спасибо, учитель! Твоя песня остается с человеком!
Иосиф Кобзон, певец,
народный артист СССР
Улыбчивый, по-детски наивный, он по-настоящему мог огорчиться, если где-то мимо курортного пляжа проплывал теплоход с пассажирами и на палубе звучала не его песня.
Он искренне переживал, если в концерте с его участием кто-то имел больший успех, чем он.
Нет. Он не завидовал. Он просто огорчался, считая, что у него что-то не так, что-то недостаточно хорошо.
Он это мог сказать каждому, заглядывая ему в глаза и требуя честного ответа.
Марк Фрадкин, композитор,
народный артист СССР
Песенник? В этом сухом определении - привязанность композитора к общению с народом. Всегда, везде, во всем.
Песни А. Островского не только отражали жизнь народа, но и сеяли доброе, мудрое, сердечное, рождали веру в завтрашний день. Огромная заслуга, счастливая доля художника!
Борис Покровский, режиссер,
народный артист СССР
И сегодня, спустя много лет, Островский по праву остался не только в памяти своих друзей, но и в памяти народной. Он остался своими песнями, остался и занял особое место в истории музыки как явление неповторимое, ни на кого не похожее.
Тихон Хренников, композитор,
народный артист СССР
Отец был музыкантом "от бога". Его жизнь и композиторский путь оказались короткими. А в конце стремительного, как с откоса, пути - карандашная строчка нот, оставшаяся дома на пюпитре рояля.
Они ожили, зазвучали, эти ноты, когда отца уже не было. Александра Пахмутова и Оскар Фельцман сделали партитуру. Лев Ошанин дописал слова. Иосиф Кобзон записал. И родилась совсем последняя песня Островского - "Время". И она оказалась Реквиемом.
Двадцать лет пройдет,
Сорок лет пройдет, Время все быстрей движется вперед.
Слыша, как звенит земля,
как тепло хранит земля,
Новый человек по земле пройдет.
Михаил Аркадьевич Островский,
сын А.И.Островского,
академик Академии наук России
ИЗ ДОМАШНЕГО АЛЬБОМА
Comments